Монтажная схема реверса асинхронного двигателя 380 вольт с отдельным блоком кнопок

Автор Электрик со стажем


Сегодня мы с Вами попробуем собрать монтажную схему (для запуска и реверса асинхронного двигателя 380 вольт) с блоком кнопок, расположенным отдельно (вдали) от места установки пускателей.

Что нам для этого понадобится

Два магнитных пускателя, у которых имеется только один дополнительный нормально-открытый контакт - в магазинах сейчас в основном только такие.

Два дополнительных контакта с нормально-закрытыми контактами (для электрической блокировки магнитных пускателей).

Тепловое реле (для защиты электродвигателя от перегрузок)

Выносной кнопочный пост с 3-мя кнопками («вперёд», «назад» и «стоп»).

Блок зажимов (например ТВ25-04) для присоединения кабеля выносного кнопочного поста в шкафу управления (но можно обойтись и без него).

Img

Существуют уже готовые решения, когда пускатели и кнопки управления расположены в одном корпусе, они уже собраны в схему на заводе изготовителе. К такому корпусу нужно подключить всего два кабеля – один кабель, по которому напряжение подаётся, и другой кабель, который уже подключен к электродвигателю.

Img
Реверсивный пускатель заводского изготовления

Но иногда приводом электродвигателя удобнее управлять с какого-то расстояния, для этого электрическую схему чаще приходится собирать самому (или ремонтировать, как здесь, на строительной площадке).

Img
Две отдельно расположенные кнопочные станции, одна разобрана
Img
Два реверсивных пускателя на два двигателя

Ошибки при подключении реверсивных пускателей

На схеме выше подключение электродвигателей выполнено с ошибками, давайте рассмотрим некоторые из них:

1. Отсутствуют тепловые реле – при перегрузки или заклинивании механизмов электродвигателей они (электродвигатели) могут просто сгореть, что грозит простоем оборудования и дорогим ремонтом.

2. Нет ни электрической, ни механической блокировки пускателей – при случайном нажатии не на ту кнопку включенными оказываются сразу два пускателя (одного из электродвигателей) – происходит короткое замыкание (КЗ), срабатывает вводной автоматический выключатель и отключаются оба электродвигателя (а иногда автоматический выключатель в щите «ведущий», и обесточивается вся строительная площадка).

Механическая блокировка пускателей

Для механической блокировки пускателей предусмотрены специальные устройства, которые соединяют собой два пускателя.

До тех пор, пока один из пускателей находится во включенном состоянии, другой пускатель не сможет включиться, даже если по его катушке будет протекать ток.

Для того, что бы катушка пускателя при этом не сгорела – в цепи управления должен быть предохранитель (или автоматический выключатель, обычно автомата номиналом 6А достаточно для защиты).

Img
Механическая блокировка пускателей
Img
Механическая блокировка установлена между пускателями

Электрическая схема реверсивного пускателя

Для примера рассмотрим схему реверсивного пускателя с электрической блокировкой контактов.

Img
схема реверсивного пускателя с электрической блокировкой контактов
Для подключения электродвигателя к 3-фазной сети нулевой рабочий проводник не используется, но используется нулевой защитный проводник (защитное зануление), для этого выбирается 4-х жильный кабель нужного сечения. В пускателях без нулевого рабочего проводника применяются катушки на 400 (380) вольт, которые подключаются между двумя фазами.

Для реверса (смены направления вращения) электродвигателя применяются магнитные пускатели, которые подают напряжение на электродвигатель, меняя порядок чередования фаз.

При включении пускателя ПМ 1 на двигатель подаётся напряжение L1-L2-L3 – двигатель вращается в одну сторону, при включении пускателя ПМ 2 чередование фаз меняется на L3-L2-L1, и двигатель вращается в обратную сторону.

С одной из фаз (L1) напряжение через предохранитель подаётся на нормально-замкнутый контакт теплового реле, далее на нормально-замкнутый контакт кнопки «Пуск».

Нормально-замкнутые контакты ПМ 1.2 и ПМ 2.2 находятся в нормальном (замкнутом) положении, так как оба пускателя обесточены.

При нажатии кнопки «Вперёд» через катушку пускателя ПМ 1 начинает протекать ток, пускатель включается, контакты ПМ 1.1 замыкаются (происходит «само подхватывание»), электродвигатель начинает вращаться «Вперёд». Контакты ПМ 1.2 размыкаются (выполняют электрическую блокировку пускателя ПМ 2).

При нажатии на кнопку «Назад» ничего не произойдёт – через разомкнутые контакты ПМ 1.2 ток не потечёт.

При нажатии на кнопку «Стоп» схема вернётся в исходное состояние.

Теперь можно вновь включить электродвигатель любой кнопкой, допустим - кнопкой «Назад».

Контакты ПМ 2.1 будут удерживать пускатель ПМ 2 во включенном состоянии, а контакты ПМ 2.2 «заблокируют» (разорвут цепь управления) пускатель ПМ 1

Монтажная схема реверсивного пускателя

Силовая часть

Img
Монтажная схема силовой части реверсивного магнитного пускателя

Для питания схемы применён 4-х жильный кабель КГ (три фазы и РЕ проводник), для подключения электродвигателя применён такой же кабель.

Катушки пускателей на 400 (380) вольт.

Контакты катушек А 2 продублированы снизу.

Автоматический 3-полюсный выключатель на вводе служит для подключения питающего кабеля, а также для отключения схемы при обслуживании или ремонте.

Автоматический 1-полюсный выключатель служит для защиты цепей управления (вместо предохранителя).

К пускателям прикреплены дополнительные боковые блоки контактов.

Для защиты электродвигателя от перегрузки применено тепловое реле.

Выносной кнопочный пост реверсивного пускателя

Img
Кнопочный пост из 3 кнопок

Выносной кнопочный пост состоит из трёх одинаковых по конструкции механизмов (кнопок), одна из которых («Стоп») выкрашена в красный цвет.

У всех трёх механизмов контакты 1-2 нормально-разомкнутые (нормально-открытые – «НО»), а контакты 3-4 нормально-замкнутые (нормально-закрытые - «НЗ»).

Напряжение управления после «НЗ» контактов теплового реле подаётся на «НЗ» контакт (3) кнопки «Стоп».

С контакта «4» кнопки «Стоп» напряжение управление подаётся на контакты «1» кнопок «Вперёд» и «Назад».

Параллельно контактам «1-2» обоих кнопок подключены «НО» контакты одноимённых пускателей.

С контакта «2» кнопки «вперёд» напряжение подаётся на дополнительный «НЗ» контакт пускателя ПМ2.2 («назад»), а затем на катушку пускателя «Вперёд». Таким образом выполнена электрическая блокировка пускателя «Назад» при включенном пускателе «Вперёд».

С контакта «2» кнопки «Назад» напряжение подаётся на дополнительный «НЗ» контакт пускателя ПМ1.2 («вперёд»), а затем на катушку пускателя «Назад». Таким образом выполнена электрическая блокировка пускателя «Вперёд» при включенном пускателе «Назад».

Img
Кнопочный пост из 3 кнопок схема соединений

Как видно из рисунка выше, для подключения выносного трёхкнопочного поста нужен кабель с 4-мя жилами. Для этого я выделил их цветом и обозначил цифрами 1-2-3-4.

Монтажная схема цепей управления

Всё оборудование (кроме 3-х кнопочного поста) установлено в щите управления электродвигателем.

В этом-же щите производятся все соединения.

4-х жильный кабель 3-х кнопочного поста присоединяется к блоку зажимов согласно нумерации (бирок) на жилах кабеля или их расцветке.

Контакты «А 1» обеих катушек присоединены к фазе L3.

С 1-полюсного автоматического выключателя через «НЗ» контакты теплового реле напряжение подаётся на контакт «3» кнопки «Стоп».

Остальные соединения выполнены согласно схемы.

Для наглядности и лучшего восприятия схемы соединений провода, соединяющие магнитные пускатели между собой, не показаны.

Img
Монтажная схема реверсивного пускателя