Рассматриваем распредблоки, кроссмодули, шины, лесенки!
Так называлась часть моей статьи о гребенках. Но поскольку тема оказалась объемной - я вынес ее в отдельную статью!
Пойдем от меньших токов к большим, а в примечаниях я расскажу о типовых применениях и особенностях решений.
От кросс-модуля энергию отводят проводами, чаще всего ПуГВ опрессованными НШВИ или НШП для больших токов. Каждый автоматический выключатель можно подключить на любую фазу. Кросс-модули бывают на 7, 11, 15 винтов. Больше не применяют ввиду ограничений по току.
На что я обращу внимание - это винты. У именитых производителей на кросс-модулях подписаны усилия затяжки. А у дешевых винтики часто не выдерживают усилий, аналогичных для фирменных. В том числе само качество резьбы не всегда позволяет надежно затянуть винт без откручивания. В любом случае винтовые соединения следует регулярно обслуживать - протягивать.
Красиво, но занимает достаточно много места. Скорее всего встречается не часто и стоит прилично. Однако отлично изолирован! При подключении, в отличии от кросс-модуля, трудно замкнуть фазы, даже отверткой.
Способы назвать распредблок:
Распредблоки распределяют только одну фазу, позволяя отводить провода разной толщины. То есть в стандартном варианте нам нужно три, четыре или пять распредблоков: три фазных и "ноль" с "землей".
Чаще всего такие клеммы применяют в этажных щитах, пропуская стояк выше, через центральные отверстия, и беря отводы на этажные автоматические выключатели.
Я нашел варианты только европейских производителей - Hensel, Spelsberg, Hager.
Лесенка, это как кросс-модуль на максималках. Позволяет распределять токи до 630 Ампер, хотя, наверное, можно и больше. Я собирал на 900 Ампер. Только отводы делал не проводами, а шинами, как в следующем варианте.
Самый серьезный вариант распределения. Дальше только сдвоенные шины. Шины выпускают стандартных размеров от 20х3, 25х3, 40х4, 50х5, 100х10.
Друзья, спасибо что дочитали! Распределение энергии интересная и актуальная тема. Чем большие токи распределяются, тем критичнее переходные сопротивления, тепловыделение, прочность к коротким замыканиям.
При КЗ на сотни килоампер создается очень мощное магнитное поле, которое может вырывать шины с изоляторов!