Исключительно простой расщепитель фаз для получения трехфазного напряжения из однофазного

Автор Лампа Эксперт


Если в вашей мастерской, к которой подведена одна фаза, появилось какое-либо трехфазное оборудование, то возникает проблема его питания. Приходится заводить три фазы, покупать соответствующий счетчик электроэнергии. Если три фазы завести невозможно, то вы вынуждены докупать так называемый расщепитель фаз, превращающий одну фазу в три. А стоит такое устройство немалых денег. Но если в вашем распоряжении есть трехфазный асинхронный двигатель соответствующей мощности, то можно самостоятельно собрать такой расщепитель, который будет работать не хуже промышленного. Для этого достаточно превратить его в трехфазный генератор.

Чем крутить?

Любой генератор нужно чем-то крутить, причем крутить с нужными оборотами, поскольку именно от частоты вращения зависит частота полученного напряжения. Но что мешает заставить крутиться такой «генератор» от одной фазы? Для этого достаточно добавить в схему питания пусковой конденсатор. Взглянем на схему, приведенную ниже. В той или иной вариации эта схема попадается чуть ли не на каждом углу.

Img
Включение трехфазного асинхронного двигателя в однофазную сеть для получения трехфазного напряжения

Включаем двигатель в сеть, нажимаем на кнопку, и мотор весело завращается, вырабатывая остальными обмотками недостающие фазы

Важно! Вроде бы все красиво, но у такой схемы есть существенный недостаток, сводящий на «нет» достоинство конструкции – сильный перекос фаз.

Боремся с перекосом

Чтобы устранить перекос, достаточно доработать схему, добавив в нее автотрансформатор.

Img
Такой генератор будет вырабатывать три фазы без перекоса

В своей самоделке автор этой идеи использовал четырехкиловаттный двигатель. При этом емкость фазосдвигающего конденсатора составила 39 мкФ. В схеме могут использоваться конденсаторы МБГО, МБГП, МБГТ, К42-4 на рабочее напряжение не ниже 600 В. Если в вашем распоряжении есть конденсатор МБГЧ, то он может иметь рабочее напряжение 250 В.

Автотрансформатор автор намотал на статоре семнадцатикиловаттного электродвигателя, сняв с него все обмотки и намотав взамен 400 витков провода сечением 6 мм---. Через каждые 40 витков делались отводы для точной подгонки фаз.

Полезно! Если вам кроме фаз нужен «ноль», то его можно взять с точки соединения обмоток, как было показано на предыдущей схеме.

Такая схема с успехом питала трехкиловаттную нагрузку. Совсем неплохой КПД для такой самоделки. Конечно, трехфазный двигатель стоит денег, но если у вас завалялся такой в гараже или на чердаке, то почему бы не воспользоваться его услугами?